Тайна загадочной подписи

Все дети обожают тайны и загадки и готовы круглосуточно искать и закапывать клады, отправлять шифрованные послания, взбивать пыль на чердаках и в подвалах. А по ночам упоенно раскрывать преступления вместе с Пуаро, Холмсом и Мегре. Те, кто переносит это ощущение на взрослую жизнь, становятся археологами. Ну, или реставраторами, как в нашем случае…

В конце октября бригада реставраторов Международного института антиквариата приступила к  работе над симпатичным канапе (не путать с бутербродами) в стиле рококо. Такие диванчики пользовались бешеным спросом в XVIII веке в эпоху Людовика XV, что неудивительно. Это тот самый любвеобильный король, что попал под влияние маркизы де Помпадур и чуть не разорил страну.

Считается, что ему принадлежит крылатая фраза «после нас хоть потоп». Хотя на деле после него осталась вот такая изящная мебель, идеально рассчитанная на влюбленную парочку.

Благодаря новым традициям и вкусам женщина приобрела в высшем обществе важность. Женщины, отлично разбиравшиеся в новых декоративных тенденциях, придали мебели более женственный облик. Влияние это воплотилось в маркизе де Помпадур и графине Дюбарри. Удобство и интимность были установками, которым следовали в оформлении того периода. Всё стало более маленьким и уютным.



1842 Венеция. Петергоф. Ленинградская область. Дворцы-музеи и парки Петродворца.

Спальная комната декорировалась как одна из наиболее роскошных и парадных комнат. Широкое распространение получило сплошное окрашивание каркаса и других деревянных элементов мебельного объекта белой, жёлтой, розовой, голубой или светло-зелёной красками.
Канапе, козетки (диваны, предназначенные для двух сидящих дам), шезлонги, позволяющие принять полулежащее положение, получили в этот период широкое распространение.

1755 год, Франция


Такие диваны придумали, составив вместе несколько кресел. Об этом напоминают ножки посередине.

На подобном золотистом канапе восседает знатная дама с полотна Ф.Буше «Туалет»



Франсуа Буше «Туалет» («The Toilette»), 1742, холст, масло. 53Х67 см, Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид.

Такого же стиля придерживается художник более поздней эпохи Анри Коро (1876-1928) в работе «Время чая»




А вот и наш объект  



Реставраторы предполагали провести стандартный набор действий: устранить сколы и трещины, восстановить отделку, обтянуть новой тканью и нанести защитное покрытие. Поэтому начали с базовых действий – разобрали диван на мелкие детали.



Деревянный остов предварительно следовало очистить от старого слоя краски, чтобы дезинфицировать поверхность и остановить разрушительное действие плесени и насекомых.

Диванчик был уже не молод и не раз менял хозяев, а при переездах потерял часть былой красы: обломались ручки, побилась резьба.

Видно было, что канапе уже не раз подвергалось реставрации, причем делали это достаточно грубо. Все деревянные детали (между прочим, орех – не самое последнее дерево на мебельном Олимпе) выкрасили белой и черной краской.
Поэтому реставраторы с радостью сняли этот слой краски. А затем и второй, и третий.

Самое интересное, как всегда, оказалось скрыто от посторонних взглядов. На одной из боковых деталей проступила подпись мастера, сделавшего эту мебель.


Через несколько минут кропотливой работы загадочные буквы отчетливо сложились в "Jacquot" - имя мебельщика, жившего в XVIII  веке.



Дело в том, что после 1743 года вошло в правило ставить клеймо мастера или цеха на особенно качественные предметы мебели. Эта форма защиты качества продукции была последним отголоском цехового строя. Во второй половине XVIII столетия парижские цехи («Maitres menuisiers et ebenistes» — «корпорация столяров и чернодеревцев») объединяли около 1200 мастеров-мебельщиков.

К сожалению, фамилия Жако для французов, что для нас  - Иванов, и известно около 30 мастеров с такой фамилией.  Кто-то работал с деревом, кто-то с фарфором, а один даже скрипки мастерил.

В Энциклопедии французской мебели XVIII века Пьерра Кьельберга упоминаются несколько авторов с близкими фамилиями. Относительно близки мастера Jacquet Е, Jacob и Jacot.


Так что, загадочный Жако приберег несколько тайн для последующих исследователей. Реставрационные работы продлятся еще некоторое время, а результат можно будет увидеть здесь http://www.int-ant.ru/sobranie/detail/52/52/1566/

Микеле Тозини – мастер на все руки

Иногда вглядываешься в страницы истории и кажется, что в Эпоху Возрождения жили одни только гении. Причем, все они активно общались между собой, перенимали опыт и творили-творили-творили. 
 
Небывалый всплеск творческой активности объясняли в своих работах многие видные ученые, но сути дела это не меняло – никуда не деться от этого колоссального хора творцов, где сольная партия досталась итальянским мастерам.
 
Одним из таких певцов красоты и гармонии был Микеле Тозини или, что намного сложней для запоминания, Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо.



Это имя до сих пор вызывает сомнения у историков искусства – одни уверены, что он был сыном Ридольфо Гирландайо, другие считают, что он был лишь учеником художника. В любом случае, имя это он заслужил.
 
С кем он только не сотрудничал за свой долгий творческий путь. Но главным стал знаменитый Джорджо Вазари, который не забыл упомянуть его в своих «Жизнеописаниях» в самых лучших выражениях.
 
Вместе они работали над фресками Зала Пятисот в Палаццо Веккио (именно перед этим дворцом стоит «Давид» Микеланджело). И от Вазари он перенял склонность к маньеризму – самому модному течению того времени.





Позднее, когда Тозини набил руку, возглавлял уже свою мастерскую и мог творить на любые темы, у него появился свой почерк и любимые мотивы. Очень часто он обращается к сюжету Святого семейства с Иоанном Крестителем. Смиренная и величавая Мадонна с младенцем, классические драпировки красного и синего цветов, плавные переходы цвета и округлые линии успокаивают и настраивают на философский лад.
 
Труды Тозини хранятся в Англии, Америке, Италии. Но в России порадовать нас работами Тозини могут лишь 3 музея: два крупнейших государственных – Эрмитаж



ГМИИ им. Пушкина



И, конечно, Музей частных коллекций





Две последние работы во многом схожи и композицией и размерами (60,5х73см. в ГМИИ против 69 х 87 см. в Музее частных коллекций).Особенно, это видно в повороте головы Мадонны.

Теперь информацию о  Микеле Тозини  можно найти и в Википедии
 

Абрахам Кейленборх – голландский пейзажист и поклонник богини Дианы

Часто бывает, что  у многих художников всю жизнь или какой-то её основательный период прослеживается одна излюбленная тема, которую они рассматривают под всеми углами и доводят до блеска. Например, Моне прославился своей серией «Стога сена», в которой около 30 вариаций одного мотива.
 
Вот и в Голландии XVII века проживал менее известный, но не менее одержимый живописец Абрахам Кейленборх. Его «идеей фикс» стала богиня Диана (мифы о богине растительного и животного мира нашли отражение в деятельности лучших живописцев классицизма и барокко, например Рубенса).
 
Значительные достижения Абрахама Кейленборха в живописи, о чем свидетельствует его членство в Утрехтской гильдии художников, в сочетании с приверженностью к нескольким сюжетам дали глубокую проработку темы и определенного рода уникальность.
 
Но обо всем по порядку.
 
Вдохновившись модными аркадскими пейзажами, привезенными из Италии его учителем Корнелисом ван Пуленбургом, Кейленборх нашел себя в этом жанре. Выписывая античные руины и романтичные пейзажи, он, видимо, много размышлял о бренности всего сущего.



Этим можно объяснить разнообразные символы, вроде черепов и костей на алтарях, которые могут впечатлить и поклонников готической культуры.
 
Постепенно сумеречные темные оттенки начинают преобладать и все мифические «обитатели» полотен Кейленборха перебираются в гроты.



Вот тут-то сюжет с богиней Дианой и перерастает в нечто большее. В окружении нимф и свиты, купающаяся или отдыхающая, Диана неизменно радует наш глаз, выгодно выделяясь ярким пятном на фоне мрачных колонн и подземных водопадов.



Можно предположить, что такая тема нашла своих поклонников в лице многих коллекционеров. Этим объясняется широкая география работ кисти Кейленборха.
 
Музеи Берлина, Брауншвейга, Глазго, Мюнхена (старая Пинакотека) и Нью-Йорка могут похвастаться его творениями.
 
 


В России полюбоваться на работы Абрахама Кейленборха можно в Государственном Эрмитаже
 


А также в коллекциях ГМИИ им.Пушкина и собрании Музея частных коллекций Международного института антиквариата ASG находятся наиболее схожие работы.





В Музей частных коллекций работа попала из бывшей коллекции принца Фосини-Люсинь XIX века, история московского варианта туманней. Но, в любом случае, постоянство Кейленборха в трактовке сюжетов стало любопытной заметкой на полях истории искусств.
 
Узнать о нем больше можно на страницах Википедии – в новой статье нашего авторства.
 

Википедия пополнилась статьей о Феличе Бозелли

Автор одного из лучших натюрмортов Музея частных коллекций Международного института антиквариата ASG появился на страницах Википедии – свободной энциклопедии



Вот этот ироничный мужчина, по имени Феличе Бозелли (Felice Boselli) теперь прописался на страницах Википедии с нашей помощью.

В начале XVIII века все приличные дома Пармы и Пьяченцы были украшены его полотнами – живописными холстами с разнообразным продовольствием, раскиданным в изобилии – по замыслу выдумщиков-итальянцев они вызывали аппетит у гостей и хозяев дома во время трапез.




Надо сказать, что Бозелли обладал изрядной долей насмешливости и выдумки. Собственный парадный портрет (сейчас украшает Национальную Галерею Пармы) он дополнил «изящной» тушей кролика, снижая степень пафоса до нуля.

Любимым его приемом, характерным для ломбардской школы в целом, было сочетание «живой» и «мертвой» природы – кухарки, юноши и мелкие домашние животные дополняют помпезные сочетания дичи, рыбы и овощей.


Любопытная деталь: считается, что беспородного кота, который чаще всего встречается на его полотнах, звали Feles или Феликс – так же как и художника, что означает «счастливый» и представляет самого автора.

На его работах встречаются дичь, потрошенная рыба, мертвые птицы, выщипанные перья куриц, деревянные чаны с капустой и репой, расположенные на господских кухнях, изношенных каменных ступенях или деревенских столах.



Воочию увидеть работы Феличе можно в основном на родине – в Италии: в крупнейших государственных музеях (Национальной Галерее Пармы, церкви Святой Бригитты в Пьяченце, Художественной галерее Кремона, Академии Каррара в Бергамо) и частных коллекциях (например,собрании великого князя Фердинандо Медичи в Тоскане), а также в Лувре
 
 
К примеру, эта работа хранится в собрании Галереи Микеланжело в Бергамо




А этот шедевр находится в музее Глауцо Ломбарди



В российских собраниях работы круга Феличе Бозелли практически не встречаются, и «Кладовая: натюрморт с  дичью, виноградом, корзиной груш, спаржей и вазой с вишнями» в собрании Музея частных коллекций ASG являет собой редкое и приятное исключение.
 

Частные коллекции становятся доступнее


Приветствуем всех любителей искусства – языка общения, понятного любому из 7 миллиардов уникальных жителей нашей планеты. На этой странице виртуального представительства Международного института антиквариата ASG стартует необычный корпоративный блог!
Он пригодится тем, кто изучает течения и стили, интересуется реставрацией и историей искусств.

В ближайшее время Вас ждут:

Интересные факты о художниках - о многих из них в России слыхом не слыхивали! Это не избитые хрестоматийные примеры: если барокко – то Рубенс, Ренессанс – так Микеланжело.
 НЕТ! Эти живописцы были весьма популярны среди современников и до сих пор имеют вес в европейских коллекциях. У нас же их произведения практически не встречаются ни в музеях, ни в публичных частных собраниях.
Приятных исключений немного – Императорский Эрмитаж, ГМИИ им.Пушкина и Музей частных коллекций при Международном институте антиквариата (МИА) ASG. Вот мы и возьмем на себя эту приятную ношу - по мере возможности стереть белые пятна с карты западноевропейского искусства XVI-XVII веков.
Необычные детали биографий, наиболее значимые произведения, исследования и сравнения скоро увидят свет!

Новости реставрационной мастерской – иногда в процессе работ всплывают неожиданные факты: под верхним слоем краски обнаруживается более старый, проявляется ранее не замеченная подпись, а у антикварного комода вылезает потайной шкафчик. Такие детективные истории встречаются не только в книгах, но и в жизни. Неожиданные открытия наших реставраторов и необычные примеры могут заинтересовать любителей загадок и тайн.
Не будем же терять время понапрасну, а углубимся в виртуальный тур по нашему музею, чтобы найти для Вас самую занятную и полезную информацию!