Международный институт антиквариата (ASG) (int_ant) wrote,
Международный институт антиквариата (ASG)
int_ant

Искусство, острое как меч

В истории искусства есть немало острых этических вопросов – о соотношении земного Таланта и небесного Гения, совместимости гения и злодейства. Однозначного ответа здесь нет, но история знает несколько примеров, помимо пушкинских Моцарта и Сальери.
 
Леонелло Спада (по другим источникам Лионелло) родился в итальянском городке Болонья в 1576 году. Он пробовал себя в различных направлениях живописи, писал фрески и декорации, сотрудничал с семьей Караччи – приверженцами академизма.
 
Занятная деталь – фамилия «Спада» с итальянского переводится как «меч», поэтому подпись этого мастера была достаточно любопытной.
 



В 1609 году Спада отправляется в Рим и Неаполь в сопровождении своего покровителя, где выполняет ряд фресок. Считается, что именно в Риме он познакомился с Караваджо.
 
О гении Караваджо написано не мало. Напомним лишь, что он обладал сложным вспыльчивым характером, был приверженцем азартных игр и разгульного образа жизни, был обвинен в убийстве, скрывался от правосудия и наемных убийц, погиб при невыясненных обстоятельствах в порту маленького итальянского городка.
 
Биографы Караваджо расходятся во мнениях, и в истории взаимоотношений двух мастеров остается много белых пятен. По мнению некоего Манфреди Спада был ассистентом Караваджо. В частности, именно Спада позировал для  картины ''Смерть Иоанна Крестителя''. В страхе, что натурщик может бежать, и, что без модели картина останется неокончена, Караваджо закрыл его в комнате, пока не закончил работу.

Смерть Иоанна Крестителя (1608 год)
Микеланджело да Караваджо

Биограф также упоминает о неоднозначном характере отношений художников, определяя Спада как «близкого сердцу» Караваджо. Проверить эти домыслы нам не под силу, а также нет точных данных встречался ли Спада с Караваджо во время бегства последнего на Мальту. Но в любом случае, в 1611 году после смерти Караваджо, Спада возвращается в Болонью и теперь его художественный язык изобилует приемами и образами его гениального наставника.


Возвращение блудного сына.
  Холст,масло. 160 х 119 см.
Герцогская галерея в Модене; поступила в Лувр в 1797 г.
Его перу принадлежит одно из первых изображений очков в живописи.



Святой  Иероним
1610 г.
Холст, масло. 112 x 143 cm
Национальная галерея античного искусства, Рим, Италия
Круг тем Спада определяется религиозными и мифологическими сюжетами, которые он писал под явным влиянием Караваджо – использованы его основные приемы в передаче светотени и построении композиции.



Мучение апостола Петра
Холст, масло.
Государственный Эрмитаж
Этот период стал для него наиболее благотворным и дал миру немало талантливых работ.     Наиболее достойны внимания: "Св. Доминик, сжигающий еретические книги" (в доминиканской церкви, в Болонье), "Чудо Святого Михаила" (в Сан-Михеле-ин-Боско, Болонья), "Св. Франциск, поклоняющийся Младенцу-Христу" (в галерее Модены), фрески в куполе церкви Cан-Мария в Реджо, "Усекновение главы св. Христофора" и "Концерт"  (в Лувре, Париж)  и другие.
Самой поздней его работой является ''Мистическое обручение святой Екатерины "(1621, Парма).
Эней и Анхиза
1615 г.
Холст, масло. 195х132 см.
Лувр, Париж



Иосиф и жена Потифара
Холст, масло. 194Х144 см.
Лилль, Дворец изящных искусств. Депозит от Лувра

 

Концерт
Холст, масло.
Лувр, Париж



Давид и Голиаф
Холст, масло. 73,5 х99,5 см.
Галерея старых мастеров, Дрезден
 
 
 В собрании Международного института антиквариата хранится работа круга Спада. И складывается отчетливое ощущение, что голову для двух последних работ писали с одного человека.
 Саломея, получающая голову  Иоанна Крестителя
Холст, масло. 131х 103 см
Сюжет этот был необычайно популярен и вдохновлял самых разных художников.


Джованни Франческо Барбьери Гверчино
Холст, масло. 139х175 см.

Музей изящных искусств, Ренн, Франция




Тициан, 1515 г.
Галерея Дориа Памфили. Рим.
А теперь самое интересное – вспомним, что Спада позировал Караваджо именно в роли Иоанна Крестителя!  Получается, что влияние гениального наставника на ученика можно прочитать не только  в цветах и формах, но и в подсознательных образах.
Возвращаясь к вопросу сотрудничества творца и гения, пример Караваджо и Спада показателен – оно  может носить и положительный характер, давая миру новые шедевры искусства. Теперь узнать детали биографии Леонелло Спада можно в Википедии.

Tags: Иоанн Креститель, Караваджо, гений, живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments